Gerb

Ивановский государственный медицинский университет

Борис Павлович Аполлонов

Minify img
Inline

Первым профессором-педиатром был Борис Павлович Аполлонов, который приехал из Ростова-на-Дону и с 1935 года возглавлял все три педиатрические кафедры, которые располагались на улице Ермака (ранее база факультетской педиатрии). Одновременно Борис Павлович был бессменным деканом факультета.

О Борисе Павловиче Аполлонове очень часто вспоминала его ученица доцент Лаврищева Нонна Алексеевна: 

«В те годы на Борисе Павловиче лежала большая организационная, методическая, педагогическая и лечебная работа. Тогда происходило становление педиатрического факультета, нарабатывались традиционные формы обучения. Борис Павлович считал, что основой обучения врача должен быть, прежде всего, больной.

Лекции, которые Борис Павлович читал всегда сам и по пропедевтике, и по факультетской педиатрии, и по госпитальной педиатрии, отличались логикой построения и обязательно сопровождались показом на больном ребенке характерных симптомов и различных диагностических приемов. Он читал неторопливо, без повторений, а все успевали не только записать, а главное - понять и запомнить. Человек исключительной честности, высокой требовательности к окружающим и, прежде всего к себе, Борис Павлович был всегда спокойным, никогда не повышал голоса, был примером для всех. Не было случая, чтобы Борис Павлович опоздал на утреннюю врачебную конференцию (которую он проводил сам), отменил обход или перенес консультацию.

Четкий порядок в клинике дисциплинировал всех сотрудников от ассистентов до санитарок. Никогда не нарушался график обходов больных, к которым сотрудники тщательно готовились. Борис Павлович обсуждал больного, выслушивая мнение всех, кто присутствовал на обходе.
Борис Павлович отличался тонким знанием психологии ребенка и деонтологии. Профессор постоянно повторял: «Если у врача возникает конфликт с родителями - виноват всегда врач! Значит он не нашел подхода к ребенку, его родителям, а психику родителей надо щадить, так как родители болеют вдвойне".

Борис Павлович постоянно методично учил врачей, ординаторов, ассистентов. На утренних конференциях обязательно зачитывались эпикризы на выписанных больных, что приучало врачей анализировать каждый случай, ответственно относиться к работе, развивало клиническое мышление.

Все новое Борис Павлович стремился внедрить в клинике, но подходил к этому всегда творчески. В зарождающуюся эру антибиотиков, прежде чем апробировать новый антибиотик, Борис Павлович не ограничивался аннотацией, сам рассчитывал дозу для каждого возраста, курс лечения и, отпечатав несколько экземпляров, поручал кому-либо провести наблюдение за эффективностью. Так накапливался собственный коллективный опыт, а не только по данным литературы. По субботам Борис Павлович работал с историями болезни, отбирая часть из них для архива, которым он очень дорожил, и использовал в своей работе. Его семинары, которые он проводил с клиническими ординаторами, были настоящей школой, где теория всегда переплеталась с практикой. Молодых ассистентов он последовательно учил освоению преподавания пропедевтики, затем факультетской педиатрии и только потом госпитальной. При подготовке к занятиям требовал составления плана, подбора больных, выделения главных вопросов. Сам контролировал занятия, после которых был детальный и очень уважительный, по отношению к преподавателю, разбор.

Профессор Аполлонов ввел, ставшие традиционными, «четверговые» врачебные конференции, которые проходили всегда при полной явке врачей. Кроме научных докладов, разбирались наболевшие вопросы практического здравоохранения, демонстрировались сложные, «интересные» больные. Авторитет Бориса Павловича был непререкаем. К нему приходили организаторы здравоохранения, прежде чем проводить в жизнь какое-либо мероприятие. Так, еще до войны при непосредственном участии Бориса Павловича была создана прекрасно оборудованная молочная кухня, где готовились не только разведения молока, кислые смеси, творог, сливки, но и фруктово-ягодные соки, муссы и т.д. Борис Павлович всегда был в курсе всех дел, касающихся обслуживания детей. Не случайно раз в неделю заведующая детской поликлиникой отчитывалась о заболеваемости.

Государство по заслугам оценило деятельность Бориса Павловича, наградив его орденом Ленина и Трудового Красного Знамени.

Велик был авторитет Бориса Павловича среди студентов! Всякое появление Бориса Павловича в аудитории (будь то торжественное заседание, собрание по поводу разгрузки дров и т.д.) студенты встречали аплодисментами, стоя приветствуя, отдавая дань любви и уважения своему учителю!

12 июня 1961 года профессор Аполлонов утром пришел в клинику, провел врачебную конференцию. Он умер в своем кабинете за рабочим столом. В последний путь Бориса Павловича провожал весь город!»


Открытый вопрос Вопрос ректору