Социально-психологический тренинг самоэффективности
29 февраля студенческим объединением «Рука помощи» для обучающихся был организован тренинг самоэффективности. Основой разработанных упражнений является концепция Альберта Бандуры (теория социального научения) - люди с высокой самоэффективностью более настойчивы, лучше учатся, а также обладают большим самоуважением, менее тревожны, их деятельность результативна.
В процессе тренинга ребята выделяли компоненты самоэффективности, её влияние на мотивационные, когнитивные и эмоциональные процессы, а также на успешность деятельности. Так, содержание самоэффективности образовали четыре сферы: опыт собственных успехов, наблюдения за чужими достижениями, вербальные убеждения и воспринимаемое эмоциональное состояние (самооценка). Студенты отмечали, самым большим влиянием на самоэффективность обладает собственный опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов. Этот успех служит лучшим средством терапии недостаточной самоэффективности.
Самоэффективность растёт также, когда люди наблюдают, как другие успешно справляются с решением различных задач. Например, студенты, которые боятся задавать вопросы в большой группе, могут изменить прогноз эффективности с «я не могу сделать это» на «возможно я смогу», если они были свидетелями того, как их одногруппники задавали вопросы без негативных последствий для себя. Ребята говорили, как важно ощущать эффективность, быть убежденным в том, что обладаешь способностями, необходимыми для достижения цели.
Алгоритмы тайм-менеджмента, применяемые в процессе тренинга и в последующей учебной деятельности, эмоциональная поддержка, положительная оценка собственных усилий, взаимообмен опытом, повысили прогноз самоэффективности студентов.